Нижегородская декоративная хохломская роспись известна на всю Россию. Где на самом деле зародился промысел изготовления деревянной посуды? Как он перешел в разряд искусства и каково современное положение промысла?
Н.А Гущин: «С каждым изделием, сделанным своими руками, я расстаюсь, как с частью себя»
Россия — страна лесов. Здесь из дерева рубили и избы и богатые хоромы. Жарко пылающие в печи поленья и вставленная в светец лучина согревали и освещали избу.
Выставка-продажа АО "Хохломская роспись" в Историческом музее
По преданию жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, неизвестно. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Привезти его ко мне! Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера.
Ещё в XVII веке в глухих заволжских лесах украшали росписью деревянную посуду, сработанную на токарном станке. Переселенцы, скрывавшиеся от религиозных и политических гонений в беспокойное петровское время, тоже стали понемногу участвовать в местном промысле. Среди них оказались и опытные живописцы, обогатившие немудреную крестьянскую роспись рисунками растительных мотивов и приемами свободного владения кистью. От древних ремёсел новые мастера унаследовали классические формы деревянных изделий и чёткие ритмы орнамента. Вот так, почти лет назад, появилась в Заволжье Хохлома — в сёлах Сёмино, Новопокровское, Кулигино и городе Семёнове.